Заикание
Заикание характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, неоднократным, непроизвольным повторением звуков, сопутствующими движениями, вегетативными реакциями.
Симптомы заикания:
- Частое повторение отдельных слогов, слов;
- Спазм артикуляционного аппарата (языка, губ, мышц гортани), артикуляционные судороги;
- Паузы в разговоре;
- Мышечное напряжение, тики лица;
- Моргание, дрожание губ;
- Ощущение нехватки воздуха;
- Чувство страха, тревоги, боязнь перед речью (логофобия).
Причины появления заикания:
У детей заикание возникает в результате психологической травмы или органических поражений головного мозга. Психологическая травма (как одномоментная, так и длительно длящаяся) может быть связана с усиленной нагрузкой, страхом, испугом, либо авторитарным стилем воспитания, длительными конфликтами и т.д. В итоге, нервная система не выдерживает перегрузки и формируется неврологическое нарушение.
К предрасполагающим причинам заикания относят:
- Наследственная предрасположенность;
- Поражения центральной нервной системы: внутриутробные, родовые, черепно-мозговые травмы;
- Кровоизлияние в головной мозг (инсульт);
- Наличие психических расстройств, таких как, шизофрения, психопатия и др.
Диагностика заикания:
Диагностика заикания проводится логопедом, неврологом, психологом, психиатром. Выявляют локализация, частота артикуляционных судорог, особенности речи, отношения к заиканию. Для определения органических причин нарушения речи проводят ряд инструментальных исследований: магнитно-резонансная томография головного мозга, электроэнцефалография, эхоэнцефалография и др.
Лечение заикания:
Коррекция заикания складывается из комплекса процедур лечебно-оздоровительного направления и психологической коррекции. Для укрепления нервной системы проводятся процедуры водолечения, физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры. Применяются методы логопедической коррекции и психотерапии.
Профилактика заикания:
Профилактика заикания заключается в предупреждении поражений ЦНС, как и в утробе матери, так и в послеутробном развитии, забота о благополучном психологическом развитии ребенка, его речевом развитии.